Ирэдзуми (入れ墨, 入墨, 紋身, 刺花, 剳青, 黥 или 刺青) - слово, которое означает введение чернил под кожу, чтобы оставить постоянные, как правило, декоративные картинки - форма татуировки. Наиболее распространенный способ написания ирэдзуми с помощью кандзи 入れ墨 или 入墨, буквально означающее «инъекция чернил». Термин 紋身 - также произносится бунсин (bunshin) означает «украшения тела». Слово 剳青 является более эзотерическим, пишется с иероглифами, которые означают «пребывать» или «сохранить» и «синий» и «зеленый», и, вероятно, относится к главным цветам чернил, вводимых под кожу. Иероглиф 黥 что означает «татуировка», используется редко, а кандзи 刺青 объединяют значения «удар» или «укол», и «синий» и «зеленый», ссылаясь на традиционный японский метод нанесения татуировки. Другое слово для обозначения традиционной японской татуировки - хоримоно 彫り物, 彫物 - буквально означает «набивание, гравировка». Вообще тату - термин, заимствованный из полинезийского языка, на таитянском диалекте слово «татау» обозначает рисунок, картинку. В наше время термин «ирэдзуми» используется для татуировок именно в японском стиле. Узор японских тату обычно многоцветен и богат оттенками, сложен по рисунку, символичен по содержанию и покрывает, как правило, большую часть тела. Само это направление восходит к V веку до нашей эры. Ученые нашли статуэтки, подтверждающие, что уже тогда люди наносили на кожу узоры в ритуальных целях. Первые традиции бодиарта были восприняты японцами от своих соседей по Японскому архипелагу - племен айнов. Если вначале татуировки носили ритуальный характер, то позже - стали признаком социального статуса. Тату наносили и люди знатного происхождения, и ремесленники, и гейши, и преступники, чтобы скрыть позорные метки в сложном узоре. Уже начиная с периода Кофун (300-600 годы) татуировки стали приобретать отрицательные коннотации. Вместо того, чтобы использоваться для ритуала или указывать на статус, татуированные знаки стали ставить на преступников в качестве наказания. В Европе это нашло отражение в древнем Риме, где рабы, как известно, имели выколотые надписи типа: «Я-раб, который сбежал от своего хозяина». Ирэдзуми интересна еще и тем, что мода на нее была вызвана литературным произведением. Во второй половине 18 века в Японии приобрел популярность переведенный с китайского роман о 108 благородных разбойниках «Суйкодэн» 水滸伝. Роман был красочно и талантливо проиллюстрирован и на картинах разбойники были татуированными. Это и повлекло за собой многочисленные обращения к мастерам сделать рисунок под одного или другого героя романа. Позже на кожу переносились рисунки из буддийской иконографии и с гравюр. Часто темой японских татуировок становился Укие 浮世 («Плавающий Мир») картинки городской жизни, особенно аспекты поиска удовольствий периода Эдо (1600-1867 годы). Культура «Плавающего Мира» формировалась в Ёсиваре (吉原 Yoshiwara) - лицензированного района красных фонарей в Эдо (современный Токио), который был местом многих публичных домов, чайных домов и театров Кабуки, часто посещаемых средним классом. Культуры укие возникают также и в других городах, таких, как Осака и Киото. Знаменитая японская гравюра на дереве, известная как укие-Э, или «картины плывущего Мира», имела свои истоки в этих районах и на гравюрах часто изображались сцены из этого мира: гейша, актеры театра Кабуки, борцы сумо, самурай и проститутки. Этот термин также иронический намек на 憂き世 «Скорбный Мир» (Sorrowful World) - земной жизни, смерти и возрождения. File:Kiyonaga bathhouse women-2.jpg Самым популярным рисунком ирэдзуми является дракон, который означает силу, власть и мудрость. Типично японские сюжеты - пионы (богатство), цветущая сакура (быстротечность жизни), хризантемы (стойкость и решительность). Также мотивами татуировок в Японии были самураи, священные животные, ками и буддистские божества. Есть предположения, что ирэдзуми была перенята у Китая, где она была известна еще в XI веке до нашей эры. У Японцев есть легенда, гласящая, что правитель Японии Дзимму 神武天皇 (660 - 585 год до н.э.) имел прекрасные, божественные татуировки. Увидев ирэдзуми Дзимму царица Сэнойатару была очарована, и в их честь сложила поэму. Ссылки на практику тату можно обнаружить и в первых рукописных памятниках Японии, в том числе в «Кодзики» 古事記 - «Записи о деяниях древности», датируемой 710 годом. Как свидетельствуют древние китайские хроники, жители страны Ва (то есть, Японии) украшали себя татуировками, чтобы таким образом обозначить свое социальное положение. Как и некоторые другие искусства японская ирэдзуми была на взлете в эпоху Эдо, и почти исчезла в результате издания приказа об искоренении татуировок в эпоху Мейдзи в 1868 году. В начале Период Мэйдзи японское правительство, которое хотело произвести хорошее впечатление на западе и, чтобы избежать насмешек, объявило татуировки вне закона, и ирэдзуми сразу взял на вооружение криминал. Тем не менее, зачарованные иностранцы ездили в Японию в поисках настоящих мастеров, и традиционные татуировки делались подпольно. Тату была легализована оккупационными силами в 1948 году, но сохранила налет криминальности. В течение многих лет традиционная японская татуировка связана с якудза, печально известной мафией, и многие общественные места в Японии как, например, общественные бани, фитнес-центры и горячие источники, по-прежнему запрещают вход клиентов с татуировками. Хотя татуировки завоевали популярность среди молодежи Японии из-за влияния Запада, есть еще предубеждения. Даже найти салон татуировки в Японии может оказаться затруднительным - они, в основном, расположены в районах, которые мало посещаются туристами. Кунихиро Симада, президент японского института Татуировки говорит: «Сегодня, благодаря годам государственного подавления, осталось, возможно, около 300 салонов татуировки по всей Японии. В общем к татуировкам относятся с неодобрением, многие традиционные японские заведения запрещают людям пользоваться ими или отказываются обслуживать тех, кто имеет тату. Японские общественные ванны и горячие источники, как правило, запрещают вход людям с татуировками, или предупреждают их, что их рисунки должны быть закрыты, чтобы войти в такое помещение.» Есть даже политические последствия для людей с татуировками в Японии. В 2012 году, экстравагантный мэр города Осака Тору Хасимото (橋下 徹) начал кампанию, чтобы избавить компании от работников с тату. Как только не называют этого японского политика журналисты: «фашист», «популист», «милитарист», «шут» и даже «Путин». Согласно статье, написанной Хасимото: «Если у них есть татуировки, они должны их удалить или найти работу в другом месте.» Убеждения мэра Осаки были довольно хорошо приняты публикой, и многие крупные компании согласились с ним. Современные тату в Японии делается аналогично тому, как и западные. В отличие от традиционных ирэдзуми, где обычно принятие решений остается за художником, клиенты сами выбирают себе татуировки. Многие японские татуировщики хорошо разбирается в различных стилях, кроме традиционной японской татуировки, предоставляя клиентам возможность выбора из широкого ассортимента вариантов, от диких племен до стилей новой эры. Современные рисунки делаются электрической машинкой, в которой чернила могут быть налиты в само устройство или острие иголки можно обмакнул в чернила перед применением. Японских художников хвалят за качество их работы. Несмотря на то, что они заметно дороже, их искусство очень востребовано. Несмотря на широко распространенную дискриминацию по отношению к людям с татуировками, с правилами, которые запрещают татуировку при посещении горячих источников, полей для гольфа и тренажерных залов, Япония остается одним из лучших мест в мире, чтобы сделать качественное тату. Несмотря на то, что большинстве современных татуировок делается при помощи игольчатого пистолета, ирэдзуми по-прежнему делается традиционно. Специалистов таких татуировок найти может быть очень трудно. В отличие от западного стиля татуировки, большинство традиционных художников ирэдзуми не находится в районе Токио. Это больно, долго и дорого: типичная традиционная японская татуировка (спина, верхние конечности и грудная клетка) может занять от одного до пяти лет еженедельных визитов и стоить свыше 30 000 долларов США. Процесс также намного более формальной, чем западные татуировки. В то время как западные татуировщики, как правило, делать именно то, что вы просили, традиционные художники, как правило, договариваются с заказчиком и обсуждают то, что сами мастера хотели бы сделать, а также оставляют за собой право отказать в обслуживании. Вместо электрического орудия, обычно используются деревянные ручки, к которым металлические иглы закреплены с помощью шелковой нити. В настоящее время искусство ирэдзуми умирает. И не потому, что не осталось желающих разукрасить полностью свое тело, а потому, что не все соглашаются на такой длительный и болезненный процесс, переходят на машинки, которые делают гораздо быстрее и во много раз безболезненней. От этого теряются те самые полутона, которыми и знамениты ирэдзуми. Японские татуировки покрывают почти весь стан (кроме небольшого пространства посреди груди и живота); вверху доходит до предплечья, внизу до голени. Татуировку наносят на протяжении нескольких лет, представляла собой композицию в форме кимоно либо распахнутого плаща. В японской ирэдзуми есть свои особенности: асимметрия, чаще разбросанные мотивы; чаще один большой мотив оплетен мелкими, тщательно заполняя поверхность тела; метафоричность ведущих мотивов, а вторичные мотивы геометрические; обрамление большинства мотивов живописным контуром; мотивы заполняются яркими красками, контрастирующими между собой; яркое разнообразие; для придания подвижности и своеобразия татуировке использовались знания рельефа мышц: при их сокращении и расслаблении придавали подвижность рисунку; активность пояснения некоторых композиций (сражение самураев), и бездейственность других (людей, самураев, восхищенных обаянием гейш); заключительными элементами являются геометрические фигуры или надписи. Японская тематика имеет много мотивов, которые подразделяются на группы: Мифологические звери и монстры: Драконы Рю (竜/龍), Единороги Кирин (麒麟), Баку (ばく), Собаки Фу, Фениксы Хёо (鳳凰 Hō-ō) Животные: Птицы тори (鳥), Карпы кой (鯉), Тигры тора (寅/虎), Змеи хэби (蛇) Цветы: Пионы ботан (ボタン), Сакура (桜), Лотосы хасу (蓮), Хризантемы каки (菊) Другие растения: Бамбук такэ (竹) или тикурин (竹林), листья Клена каэдэ (楓) Символы из традиционного фольклора и литературы, такие, как персонажи «Суйкодэна» Изображения типа 浮世 «Плавающего Мира» (Floating World) - укие-э (ukiyo-e): гейша (芸者/芸妓), самурай (侍/士) Будды и буддийские божества, таких как Фудо Мёо (不動明王) и Каннон (観音) Ками (божества) Синто, такие, как Тэнгу 天狗 Фоны: облака кумо (雲), волны нами (浪), ветер кадзэ (風) Мотивы имеют определенные значения: хризантема (菊) - символ настырности, неуклонности, упрямства, бесстрашия, неустрашимости; пион (ボタン) - символ благополучия, достатка, роскоши в жизни; цветок сакуры (桜) - символ уходящего времени и хрупкости жизни; так говорят японцы: лепестки опадают даже при легком дуновении точно так же безропотно, как и самурай отдает жизнь за своего господина; лист клена (楓) ассоциируется с розой в европейской татуировке: символ скрытых способностей человека; также включает нежность, гордость, любовь, власть; дракон (竜/龍) - символ власти, могущества, силы, дух, объединяющего огонь и воду; карп (鯉) - символ героизма, доблесть, твердость, храбрость, отвагу; тигр (寅/虎) - символ бесстрашия, неустрашимости, смелости. Термины ирэдзума: Ирэдзуми 入れ墨, 入墨, 文身 , 剳青, 黥 или 刺青 (Irezumi) - тату (существительное или глагол) Хоримоно 彫り物, 彫物 (Horimono) - буквально набивание, гравировка татуировки. Это другое слово для обозначения традиционной японской татуировки. Хориси 彫り師, 彫物師 (Horishi) - тату - художник, мастер татуировки Бокукэй, боккэй 墨刑 (Bokukei, bokkei) - татуировки в наказание Тэбори 手彫り (Tebori) - буквально «вырезать вручную» - описывает технику татуировки Ханэбори 羽彫り (Hanebori) - буквально «вырезать пером»: техника татуировки Цуки-Бори 突き彫り(Tsuki-bori) - техники татуировки, колющими движениями Какусибори 隠し彫り (Kakushibori) - буквально «скрытая резьба» - татуировка возле подмышки, на внутренней стороне бедер и других «скрытых» областях тела. Также относится к татуировки скрытых слов, например, среди лепестков цветов. Кэбори 毛彫り (Kebori) - татуировки тонких линий или волос Судзибори 筋彫り(Sujibori) - определение, структура татуировки Сякки (Shakki) - звук иглы, когда они проколалывают кожу Ирэбокуро 入れ黒子 (Irebokuro) - от слов ирэ гнева или ирэру, что означает «для вставки», и бокуро или хокуро - «живописная местность» Ёбори или просто Ё (Yobori) - европейская татуировка, японо-английский сленговый термин, обозначающий, что татуировки делали машинкой Суми 墨 (Sumi) - чернила, используемые для татуировки Хикаэ (Hikae) - тату на груди Нагасодэ 長袖 (Nagasode) - татуировка на руки или на запястье Ситибу 七分 (Shichibu) - Тату 7/10 от рукава до предплечья Гобу 五分 (Gobu) - Тату 5/10 - рукав выше локтя Сегодня, тот, кто хочет сделать себе тату в японском стиле должны сначала найти художника, делающего традиционные татуировки. Это само по себе может быть очень сложной задачей (хотя это стало гораздо проще с появлением Интернета), поскольку такие художники часто удивительно скрытны, и сведения о нем часто передаются только из уст в уста. Традиционные художники-татуировщики в течение многих лет учатся под руководством мастера. Художник-ученик (они почти исключительно мужчины) иногда долго живет в доме мастера. Он может потратить годы очистщая студию, наблюдая, тренируясь на собственном теле, делая иглы и другие необходимые инструменты, смешивая краски, и, старательно копируя конструкции из книги мастера, прежде чем ему будет позволено делать тату для клиентов. Он должен владеть всеми сложными навыками-неповторимым стилем штриховки, методами, используемыми для нанесения татуировок. В некоторых случаях, ученик может взять имя учителя, и станет Вторым или Третьим мастером. Клиенты чаще всего мужчины, хотя женщины носят традиционные irezumi. После первичной консультации, в течение которого клиент обсудит с татуировщиком конструкции, работа начинается с татуировки контура. Это, как правило, делается в один присест, часто без использования трафаретов, для которых может потребоваться несколько часов. Когда контур завершен, затенение и окраска производится в течение еженедельных визитов, когда у клиента есть деньги. Когда татуировка закончится, то художник может подписать свое имя в месте, отведенном для этой цели, чаще всего где-то на спине. Носители традиционной татуировки часто держат своё искусство в секрете, так как татуировки по-прежнему рассматривается как признак преступности в Японии, особенно у пожилых людей и на рабочем месте. По иронии судьбы, многие якудза и другие преступники избегают наносить татуировки именно по этой причине.